Зачем читать современную литературу?

Почему не стоит останавливаться только на классике

Часто ли вы слышали, что классические романы – это почти стопроцентная гарантия качества, а новые книги – как минное поле, где никогда не знаешь, на что наткнёшься? Есть и другое распространенное утверждение: всё уже написано до нас, Толстого с Достоевским никому не переплюнуть, а значит новые романы и читать не стоит. Как бы не так! Очень даже стоит. Приводим пять доказательств нашим словам.

Современная литература помогает понять проблемы общества

Хорошие писатели улавливают общественные настроения. Не подстраиваются под «запросы потребителя», а просто острее чувствуют то, чем живут и о чём беспокоятся их современники. И кому, как не им, проговаривать травмы поколения и выводить на поверхность скрытые страхи. Так, близкие по времени события – появление громкого флэшмоба #янебоюсьсказать и выход романа «Маленькая жизнь» – можно, конечно, назвать простым совпадением, а можно увидеть в этом прорвавшийся нарыв, который теперь легче будет вылечить.

Не случайна тут и популярность исторических романов, написанных современными авторами. Литераторы нередко возвращаются к событиям прошлого, чтобы осмыслить настоящее. И на первый взгляд кажется, что гонкуровский лауреат Эрик Вюйар в своей «Повестке дня» в очередной раз рассказал о гитлеровской Германии и её соседях, а на самом деле – продемонстрировал, как культура потребления сделала непобедимыми крупные компании и как лидер, чей авторитет поддерживали СМИ, чуть не уничтожил добрую половину мира.

Говорит с читателями на одном языке

Как бы хорошо вы ни знали историю и литературу, от вас всё равно скроются важные подробности романа, написанного в начале XIX века.

В то же время современная литература, если и рассказывает о событиях прошлого, то на понятном и ясном языке. Положите рядом средневековый рыцарский роман и книгу Филиппы Грегори, и вы поймёте, насколько проще и понятнее для вас окажется второй вариант. Ещё лучше дело обстоит с романами о «дне текущем». Тут вы можете не соглашаться с автором, спорить или, наоборот, прочесть и понять, что всё правда, вы сами это видели и слышали.

Помогает осознать всё многообразие мира

Если раньше литературный мир смотрел на любых аборигенов глазами европейских переселенцев, то сейчас о проблемах целых народов честно и громко рассказывают их представители. Попробуйте в XX веке найти роман, написанный женщиной одного из индейских племен. Не получается? Тогда обратите внимание на недавно вышедшего «Лароуза», действие которого происходит в индейской резервации. Его автор, Луиза Эрдрич, сама наполовину оджибве. Другой пример – лауреат Нобелевской премии, афроамериканка Тони Моррисон, рассказывающая о нелёгких судьбах темнокожего населения.

Современная литература, особенно «национальная», помогает лучше понять, что волнует жителей Индии или стран Африки, какие проблемы у резидентов Восточной Европы и чего боятся жители Севера.

Даёт возможность испытать сильные ощущения, не выходя из дома

У кого не захватывало дух от приключенческих книг Джека Лондона, Фенимора Купера или Жюля Верна? Но их истории настолько известны, что и без знакомства с книгой читатель знает почти всё о приключениях детей капитана Гранта или путешествии Филеаса Фогга. А давно ли вы читали книгу, где каждый сюжетный поворот – это сюрприз, и вы не знаете, что будет на следующей странице? Образчики качественной современной прозы легко внесут элемент неожиданности в ваш читательский быт. Слетайте на колонизированную Китаем Луну вместе с героями Кима Стэнли Робинсона или ужаснитесь той дикости, до которой может скатиться человек, прочитав «Звериное царство» Жан-Батиста Дель Амо. Поверьте, в современных романах немало волнующих приключений и леденящих душу подробностей.

Заставляет думать самостоятельно

Известная писательница Вирджиния Вульф была злым и въедливым литературным критиком. Ох и доставалось же от неё авторам-современникам, обвиняемым в бездарности, поверхностности и неумении работать с материалом. Однако именно Вульф считала, что «от живых мы получаем больше, чем от мертвых, хотя, на первый взгляд, первые во многом уступают вторым». Почему так? Всё очень просто: писательница была уверена, что вокруг современных книг ещё не возник ореол «неприкасаемости», и читатель сам может решить для себя, хорош тот или иной роман или плох.