Стилистика и языковые особенности

Стилистика и языковые особенности – это две тесно связанные области, которые изучают язык с разных точек зрения.

Стилистика занимается исследованием языковых средств, которые используются для создания различных стилей речи в зависимости от ситуации, цели коммуникации, аудитории и других факторов. Она изучает различные стили речи: научный, официально-деловой, художественный, разговорный и др. Стилистика помогает понять, какие языковые приемы и выразительные средства используются для передачи определенной информации или создания определенного эффекта на слушателя или читателя.

В русском языке выделяют стили речи, которые человек использует в разных ситуациях общения и которые обслуживают разные сферы жизни людей. Для каждого стиля свойственна своя функция и свои особенности, зная которые можно определить стиль речи любого текста.

Всего выделяют пять функциональных стилей языка:

1) разговорный стиль – повседневная речь (разговоры с друзьями, семьей, в магазине, аэропорту, общественных местах);

2) научный стиль – область науки и техники (научные статьи, доклады, учебники и т. д.);

3) официально-деловой стиль – область законодательства и делового общения (законы, приказы, распоряжения, документы);

4) публицистический стиль – общественно-политическая сфера (выступления политиков, известных публичных людей, статьи газет, журналов);

5) художественный стиль – сфера искусства слова (художественная литература: рассказы, повести, романы, стихотворения и т. д.).

 

Характеристики стилей речи русского языка

Разговорный стиль – стиль бытовой сферы. Отличается простотой и неполнотой предложений, употреблением нейтральной лексики, сленговых («классно», «отпад», «круто», «комп») и жаргонных («пацан», «базар») слов. Также некоторые слои населения пользуются в своей речи вульгарной лексикой и матом, что тоже относится к этому стилю.

Художественный стиль – это язык прозы и поэзии. Он более эмоционален, чем рационален. Художественные средства (эпитеты, метафоры, гиперболы, аллегории и др.), которые так ярко выражены в художественных текстах, пробуждают чувства и эмоции. Он служит для создания образов.

Публицистический стиль – особенный стиль речи, которым пользуются СМИ, политики, государственные деятели. Используется он для того, чтобы донести до граждан важную и актуальную информацию, сформировать общественное мнение, а также для пропаганды идей, побуждения к действиям. Проще говоря, все статьи, интервью, репортажи в газетах и журналах написаны в этом стиле. Особенности публицистического стиля такие:

  • четкость и логичность;
  • высокая степень образности;
  • эмоциональность;
  • субъективность (не во всех жанрах).

Научный стиль – это стиль науки и исследований. Он отличается рациональностью, сухостью высказывания, специальной лексикой (терминами). В таком стиле написаны учебники, учебные пособия, методички, энциклопедии, например. Никакой лирики в научном тексте быть не должно.

Официально-деловой стиль – с его помощью общаются разные конторы, фирмы, предприятия. Это стиль документов, приказов, заявлений, объявлений. Он насыщен деловой лексикой, тексты имеют строгую структуру и стандарты.

Это список главных стилей речи русского языка. Есть еще несколько, которые называются подстилями (конфессиональный – язык церковных проповедей, эпистолярный – стиль писем).

Языковые особенности, с другой стороны, обозначают уникальные характеристики языка, которые могут отличаться от языка к языку или внутри одного языка в его разновидностях. Это могут быть фонетические, морфологические, синтаксические и лексические особенности, а также особенности использования диалектов или жаргона.

Изучение стилистики и языковых особенностей помогает лингвистам, филологам, переводчикам и другим специалистам лучше понимать и анализировать тексты на разных языках, выявлять отличительные черты различных стилей и даже создавать собственные выразительные тексты.